КАМНИ КАРЕЛИИ
Главная - Книга 3. Меры от Меру - Часть третья. Славянские Храмы - Народный узор и орнамент

Народный узор и орнамент

Исполнение гимнов в сопровождении русских инструментов в старину ещё сравнивалось с ткачеством, где утком из нитей слов и музыки плелась ткань материального мира. Кандидат исторических наук, профессор Светлана Жарникова, занимавшаяся изучением истоков Русских северных традиций, сопоставила название вышитого орнамента в виде ленты на подолах народной одежды и полотенцах Севера Руси – «простава» с санскритским словом «простава», что также означает «гимн».

Так же как обРЯД, который способствовал активному включению людей в «ряд», естественному, природному ритму событий способствовал и народный орнамент -«поРЯДок» - повторяющиеся изображения «по ряду», «в ряду».

Орнамент-это узор, основанный на повторе, поэтому, народный орнамент ещё называли «искусством ритма». С помощью орнамента передавались представления о цикличности всех событий,например, о времени суток: утро-день-вечер-ночь; о времени года: весна-лето-осень-зима; о круге жизни человека (колорода): рождение-созревание-старение-смерть и др.

Слова «узоры», «узорочье» происходят от двух слов: «уз» («узы, узел» - соединение, переплетение; к примеру, узы братства, семейные узы) и «ор» (говорить, рассказывать, выговаривать) – «говорящее переплетение» нитей.

Узоры, из века в век традиционно передавались мастерами через ткачество, народную вышивку, деревянную резьбу и рисунки на камне. А одновременно с опытом мастерства, от старшего поколения младшему передавались знания об устройстве мира, о традициях и праздниках, о природных явлениях и правильном образе жизни.

Историк и археолог конца ХIХ века В.В. Стасов в своей работе «Русский народный орнамент: Шитье, ткани, кружево» ( Вып.I CПб, 1872 г) пишет: "Имеют ли какое-нибудь значение изображения наших вышивок? Не просто ли это продукт фантазии и произвольная игра в линии? Никогда. Орнаменты всех вообще новых народов идут из глубокой древности, а у народов древнего мира орнамент никогда не заключал ни единой праздной линии: каждая черточка тут имеет свое значение, является словом, фразой, выражением известных понятий, представлений. Ряды орнаментистики – это связная речь, последовательная мелодия, имеющая свою основную причину и не назначенная для одних только глаз, а также и для ума и чувства».

Выходит, что орнаменты и узоры - это не просто украшение, а система иносказаний, предоставляющая символы-ключи от гармонизирующего источника, поддерживающего жизненное благополучие. Узоры выполняли защитную, социальную, нравственно-воспитательную, информационную функции. Богиня-покровительница ткачеству Макошь, часто изображавшаяся в виде лебедя или утки, ткала полотно судьбы со своими дочками Долей и Недолей каждой женщине. Поэтому, в народных узорах изображение именно этой богини можно увидеть чаще всего. Кроме того, в орнаментах присутствуют мифологические образы Мирового Древа, Мирового Яйца, узоры словно отражаются в Мировом Зеркале, что передаёт представление о строении Вселенной у древних славян-русов.

Через вышивку также передавались семейные символы, семейные знаки, которые береглись в роду. В старину каждый род имел свою родовую символику. В герб рода каждое поколение добавляет тот виток событий, который пережило именно это поколение.

Основной цвет ткани, который использовали русские для своей одежды, такой же как и цвет всех каменных строений на Руси, – белый. Белый цвет – это цвет чистоты, невинности, смерти, точнее символ переходного состояния из одной сферы жизни в другую, кроме того это свет поднебесного мира - Белый свет.

По белому фону изображался либо красный орнамент или узор, либо тоже белый. Красный цвет – это цвет жизни, плодородия, сияния небесного огня, озарения, символ рода, как большой семьи людей. Белые охранные узоры прописывались невидимо – белым по белому, и читались на просвет в лучах солнца или огня.

Основной техникой вышивания обрядовой одежды был крестик – символ жизненной энергии, защиты и связи с предками. Со временем появились и другие техники вышивки: алатырями - двойным крестом; перуничами; тонким крестиком.

Наиболее плотно орнамент одежды наносился на места крупных нервных сплетений, соответствующих основным энергетическим центрам (чарам). Вышивались узоры, где одежда касалась открытого тела – на подоле, на манжетах. У женщин в первую очередь орнаментом защищались зоны сердца и детородных органов, у мужчин – грудь, шея, сердце, плечи, колени,- то, что требовало особой защиты в бою. Для одежды, в которой шли воевать или на охоту, использовали двойной крест, читалось, это защитная функция алатыря, и она помогала мужчинам в экстремальной ситуации.

Правильная, гармоничная вышивка предполагает отсутствие узелков и путаных нитей с изнаночной стороны. Она должна быть такой же безупречно аккуратной, как и лицевая, кроме того, иметь переходы в разных направлениях. Ведь, если мы считаем, что живем в гармоничном мире (его символизирует лицевая сторона), то и наше отношение к нему должно быть гармоничным (изнаночная сторона).

Таким образом выполненная вышивка называется структурированной. То есть, вышивка – это структурированная матрица, отображение Вселенной и божественных образов, ее наполняющих.

Для человека, её одевающего, каждый узор, выполненный любящей рукой, служил оберегом, сохранял здоровье, поддерживал энергетический потенциал, способствовал подъёму духовного уровня.

Интересным является то, что древние орнаментальные символы, в принципе, одинаковы у всех народов, различаются они лишь видом графики или незначительными деталями. В связи с этим возникают вопросы: Что за сила в них заложена? Почему узоры выглядят именно так?

На этот вопрос можно ответить очень коротко: потому что именно так они выглядят в самой природе и именно по таким «схемам» течёт энергия.

Ну, а если подробнее, то такие узоры рисует мороз на стекле, складывает кристаллики льда в снежинки; такие узоры нарисованы на листьях деревьев, на крыльях бабочек. Часто в природе встречаются многократно повторяющиеся узоры в разных вариантах и пропорциях, где малое содержится в большом подобии. Подобием обладает кровеносная система: рисунок капилляров повторяется в рисунке артериальной системы, а тот, в свою очередь, в другом масштабе повторяет рисунок вен. Строение атома подобно строению Солнечной системы, а она, в свою очередь, строению Галактики. По подобному принципу устроены многие растения, цветы. Посмотрите, например, на розу, хризантему, посмотрите на соцветия цветной капусты, которые состоят из малюсеньких цветков, так похожих на сам кочан.

Такой принцип множества, обладающий свойством самоподобия, сейчас имеет название «фрактал», а раздел науки, изучающий этот природный феномен: «фрактальной геометрии» или «геометрии природы». Принципы современных цветомузыкальных технологий, сжатия цифровых изображений основаны на том факте, что фрактальная часть имеет тот же вид и свойства, что и материнский фрактал.

Понятие фрактала было введено в средине прошлого века Бенуа Мандельбротом, а вот знали, похоже, о нём ещё в незапамятные времена. По принципу фрактальности составлялось большинство народных орнаментов: спираль, русская хохлома, восточный бут-направленная капля, мандала - модель Вселенной и др. Такие орнаменты считались священными у всех народов. Например, на санскрите «мандала» обозначает мистический круг взаимосвязи духовных и материальных энергий Вселенной или по-другому цветок жизни. Такими узорами украшали посуду, одежду, ковры, деревянные дома и каменные Храмы.

Принцип фрактальности заложен и в самой известной русской игрушке-матрёшке, в самом названии которой прослеживается её глубинный смысл: «матрица», « утроенная материнская часть», принцип Троицы, лежащий в основе всего и множимый подобием образов.

Фрактал Мандельброта

В математике под фракталами понимают множества точек в евклидовом пространстве, имеющие дробную метрическую размерность.

Известен интересный фрактал под названием «Де́рево Пифаго́ра». Этот фрактал можно получить, если на фигуре, известной как «Пифагоровы штаны» будем последовательно вычерчивать подобные треугольники на сторонах образующихся квадратов, затем, на новых треугольниках-снова квадраты и.т.д.

Одним из свойств дерева Пифагора является то, что если площадь первого квадрата равна единице, то на каждом уровне сумма площадей квадратов тоже будет равна единице. Такое дерево часто называют «обдуваемое ветром дерево Пифагора». Если же изображать только отрезки, соединяющие каким-либо образом выбранные «центры» треугольников, то получается «обнаженное дерево Пифагора».

Обдуваемое ветром и Обнаженное Древо Пифагора

В физике фракталы используют при проектировании антенн, естественным образом они возникают при турбулентном течение жидкости, в диффузии, в пламени, в облаках, в снежинках, в очертании океанического побережья, и.т.д.

В биологии они применяются для описания систем внутренних органов (нервной системы, системы кровеносных сосудов), колоний бактерий, крон деревьев и др. В социологии фракталами являются биовид, общество, язык и даже человеческая мысль.

Нейроны мозга

С самого начала времен, с момента, когда человек был «создан по образу и подобию Бога», на человеке лежит обязанность все создавать на Земле по тому же принципу фрактальности, множа подобия себе.

Но здесь возникает следующий вопрос: каким образом узоры могут «работать», оберегать, приносить удачу, как может нанесённое кем-то изображение корректировать судьбу?

Попробую высказать следующую версию. С позиции современных знаний, любое графическое изображение имеет слабое торсионное поле, искривляющее окружающее пространство.

Что это за поле? Торсион (torsion) переводится с английского языка как вращение, кручение. В «Теории физического вакуума» современный русский ученый Геннадий Иванович Шипов объясняет, что источником торсионных полей является любая вращающаяся материя, а поскольку все элементарные частицы, из которых она состоит, вращаются и колеблются, то оно окружает всё, что мы видим и ощущаем.

Из физики мы знаем, что вокруг частицы с зарядом образуется электромагнитное поле; вокруг частицы с массой образуется гравитационное поле. Аналогично, вокруг частицы с моментом вращения (спином) - образуется торсионное поле.

Свойства торсионных полей просто уникальны. Торсионные поля не переносят энергию, как электромагнитные и гравитационные поля, они мгновенно ПЕРЕНОСЯТ ИНФОРМАЦИЮ, являясь, таким образом, МАТЕРИЕЙ СОЗНАНИЯ.

Согласно теории профессора В. Н. Волченко, Вселенная, как «Супер - ЭВМ», образует с человеческим мозгом единый биокомпьютер, работающий по принципам скрученной спирали. При этом, спираль служит единым кодом единого мира, который заложен Матерью-природой в фундамент всего живого и неживого, а человек выступает как самый большой генератор и усилитель торсионных полей.

В зависимости от направления вращения существуют правосторонние (по часовой стрелке, положительное) и левосторонние (против часовой стрелки, отрицательное) торсионные поля. Поле соответствующего направления имеют музыкальные произведения, растения, животные, картины и др.

Возвращаясь к теме орнамента, учёные определили, что, например, левостороннее поле имеют такие геометрические фигуры, как треугольник, звезда, квадрат; правостороннее, положительное поле генерируют фигуры прямоугольник, крест, круг.

Про существование положительных, правосторонних торсионных полей и их влияния на людей хорошо знали наши предки. Эти знания дошли и до нас в виде традиций и народного творчества. Не является исключением и элементы орнамента. Например, самый популярный элемент народного орнамента - коловрат (солнцеворот) может быть как правосторонним, так и левосторонним.

       

Правосторонний коловрат (посолонь).     Левосторонний коловрат.

Хорошо наши предки знали и то, что человек самостоятельно, своими мыслями, своим поведением, может генерировать как положительное, так и отрицательное торсионное поле. Вязание узоров на спицах или крючком вручную происходит путем круговых движений по часовой стрелке правой рукой. Кроме того, предварительно нитки полагается сматывать вручную в клубок, также по часовой стрелке. Когда девушка или женщина ткёт, вышивает или вяжет вручную, она передаёт на предмет творчества свои добрые мысли и пожелания человеку, для которого эта вещь предназначена. Поэтому вещи ручной работы всегда очень ценились, невесты вышивали рубашки своим женихам, а бабушки и сейчас с любовью вяжут пинеточки своим новорожденным внукам. Домотканные ковры, вышитые рушники, праздничные народные наряды, поколениями хранились в домашних сундуках и передавались по наследству не потому, что жили бедно и носить не чего было, а потому, что в них сохранялась энергетика любви прабабушки, которая долгими вечерами вышивая узор, с добрыми песнями, заговорами, в хорошем настроении, вплетала в него пожелания здоровья и счастья всем своим потомкам. Узоры же служили усилителями этих положительных торсионных полей, которые из поколения в поколение увеличивали своё защитное воздействие. Поэтому, чем старше была семейная реликвия, тем больше ценилась.

Возможно, что наши далёкие предки «срисовывали» узоры с замкнутых силовых линий магнитного поля, линий тока жидкости, движущейся с завихрениями, с фигур Хладни, создаваемых звуковыми волнами.

Именно такие геометрические фигуры использовались повсеместно: в орнаментах жилищ, на колоннах, древних скульптурах, позднее на иконах, вышивались на одежде, служа оберегами. Это свидетельствует о том, что люди древних цивилизаций, ясно понимании физические процессы, которые происходят в невидимом мире.

     

На фото: фигура Хладни и элемент русского орнамента

Сейчас российский экспериментатор Кушелев Александр Юрьевич с помощью программы HFSS стал получать не только двухмерные, но и трёхмерные фигуры Хладни. А.Ю. Кушелев высказал предположение, что в древности люди обладали знаниями в области СВЧ-техники и умели создавать преобразователи внутренней энергии радиоэфира в электричество (СВЧ-колебания).

Выходит, что энергии, или по- старому,- боги рисуют узоры; а готовые узоры привлекают к себе соответствующие им энергии или, по- старому,-богов.

Вот и весь секрет!


Copyright © 2006-2020, www.Karvin.ru.