КАМНИ КАРЕЛИИ
Главная - Книга 3. Меры от Меру - Часть пятая. Загадки древних строений - Что такое красота

Что такое красота

Для начала попробуем разобраться, что такое красота и как человек определяет, что красиво, а что уродливо.

Мы давно перестали видеть вокруг себя красоту. Города разрастаются стекло-бетонными небоскрёбами, помпезными, сошедшими с чертежных кульманов кварталами модульных многоэтажек, аляповатыми «замками» без всякого стиля и вкуса. Все грандиозно, аж дух захватывает, но эта архитектура мертва, в ней нет души и именно это приводит жителей городов к депрессиям, психическим расстройствам и спаду рождаемости. Лишь сталинские высотки, да сохранившиеся дореволюционные усадьбы еще сохраняют память о гармонии старых построек.

 

  

"Москва-сити" и старинный деревянный терем

 

Глаз человека с рождения настроен на живые природные пропорции. Поэтому, то, что им соответствует, находится «в резкости» зрения и беспрепятственно передается через нервные окончания в мозг человека. При этом говорят, что «глаз радуется».

Когда же мы смотрим на искорёженную, искусственную, мёртвую вещь, то глаз начинает беспокойно быстро двигаться, как бы снимая с неё размеры и мысленно гармонизируя её с природой. При этом, подсознательно мы испытываем неудобство, дискомфорт, внутреннее напряжение и беспокойство. И даже когда, ежедневно смотря в окно на облупленный перекошенный угол соседнего здания, мы просто перестаем обращать на него внимание, глаз все также продолжает передавать сигналы в мозг, что этот непорядок надо устранить... ну, а то, что все болезни от нервов, это знает каждый. Вот мы и психуем, теряем энергию, в результате чего - болеем.

Вы обращали внимание, что человек тонко чувствующий прекрасное, всегда аккуратен? Чем бы он ни занимался, он стремиться к тому, чтобы его окружал порядок и гармония? Культом чистоты был пропитан, например,весь быт славян.В домах ценился,прежде всего, уют, следили исправно за чистотой тела (мылись в банях), а прибирались очень тщательно и снаружи, и внутри.Считалось, то, что наружу – фасад дома, убранство двора, обстановка внутри дома, внешний вид одежды - это то, каким человек хочет казаться людям, Но не менее важен и внутренний вид, скрытый от гостей,-это отсутствие узелков внутри одежды,дырок и пятен,пыли и мусора в углах дома и др. Считалось,что именно то, что внутри истинно характеризует хозяина дома.

Места под свои жилища славяно-русы выбирали среди прекрасной природы,на холмах в окружении рек и озёр. Все самые прекрасные произведения литературы и искусства были созданы либо в тиши природы, либо под раскатистый гул морского прибоя. В крайнем случае, вдохновение посещало за дубовым столом с искусно вырезанным из камня чернильным прибором и покрытым сукном, цвета молодой травы, но никогда - за кухонным столом в коммуналке городского дома. Творчество не может проявляться там, где нет эстетики.

Да и сами предметы, здания, художественные произведения, даже если они очень модны сегодня и приносят высокие дивиденды, быстро разрушатся сами собой и назавтра никто о них не вспомнит, если в них изначально отсутствовали душа, природная целостность, гармония и совершенство. Поэтому и существует понятие «классика»,- то, что не выйдет никогда из моды, то, что не только находится вне моды, но и вне времени.

Говоря о природной красоте, еще нужно остановиться на симметрии. В природе симметрии нет, как и нет совершенно прямых линий и углов. У деревьев не бывает совершенно одинаковых веток с двух сторон, отличаться будут лепестки на цветах, крылья у бабочек и др. Если к носу вертикально приставить зеркало, вы в его отражении не узнаете себя, левая нога не такая, как правая, то же касается и рук. Левый глаз человека видит не совсем то, что правый. Именно такая асимметрия вокруг и создает видимость объема, неповторимости, природной естественности. Поэтому делая планировку дома, участка, надо не забывать и про то, что жесткая симметрия тоже вредит нашему организму.

на фото: "Английское подворье" в Москве

В старорусских строениях асимметрия сразу бросается в глаза: так, окна одних этажей никогда не были равны окнам других этажей, да еще между ними были и простенки разной величины, левая половина здания отличалась от правой. Однако, все это было соразмерно русским саженям, и хотя соответствовало Золотой пропорции строго,- смотрелось весело.

Человек, находящийся в любой точке такого помещения, не замечает асимметрии, она как бы растворяется в объеме, но чувствуется некоторое движение объема, его постоянное изменение, как бы дыхание дома. Такое энергетическое движение успокаивает, создает душевный комфорт и возвышает духовно.

на фото: Грановитая палата Московского Кремля

Итак, можно сказать, что Красота-это всё то живое, что создает сама природа, что подчинено закону Божественной пропорции и правилу Золотого Сечения, что воспринимается человеком как Образ. А все то, что выходит за их пределы,- безОбразно и от лукавого.

А Единый Божественный Бесконечный Живой Образ повторяет себя и в большом и в малом, складываясь из подобных друг другу образов - «матрёшек».

«Образом и подобием» этого Единого Целого является и сам человек. Каждая часть человеческого тела по своей величине полностью соответствует Божественной пропорции.

Поэтому, для того, чтобы правильно встроить человека,- матрёшку меньшего размера,- в его Дом,-матрёшку большего размера, необходимо и достаточно запроектировать и посТРОИТЬ все части дома в соответствии с пропорциями частей тела его Хозяина. Причем пропорция эта полностью будет соответствовать Божественной, то есть, будет кратной иррациональному числу Ф = 1,618...Пропорциональность же всех живых организмов в соизмеримости частей в Единое целое – это и есть КРАСОТА.

кРАсоТА - то, что приближает к РА


Copyright © 2006-2020, www.Karvin.ru.