КАМНИ КАРЕЛИИ
Главная - Книга 3. Меры от Меру - Часть пятая. Загадки древних строений - Русские сажени

Русские сажени

Итак, наши далёкие мудрые предки знали, что Вселенная и время бесконечны и что человек создан по Образу и Подобию Бога. Поэтому и самому человеку надо создавать на Земле так, чтобы это соответствовало божественным Законам, было максимально долговечным и способствовало духовному возвышению.

Именно поэтому все, что создавалось руками и умом человека, было подобно творению богов, причём не в переносном, а в прямом смысле: все создавалось по правилу Золотого Сечения - при помощи Божественных пропорций, кратных иррациональному числу ФИ. А фигуры и объемы, параметры которых несоразмерны никаким явным или скрытым эталонам, были "живыми".

Известно, что все ныне сохранившиеся мегалитические сооружения древности, включая Пирамиды, известные архитектурные шедевры старой Европы и чудом уцелевшие дореволюционные постройки Руси создавались с помощью определённой матрицы, со-измерительного инструмента - саженей.

Эта матрица, которая численно охватывает и отражает гармонию всех явлений природы и устройства нашего мира, держалась волхвами, жрецами в секрете и передавалась из поколение в поколение только через особую касту посвященных. В то время как мастерам, ремесленникам и зодчим давались уже готовые простейшие технологии и инструменты, и те просто следовали древнеегипетской поговорке: "делай, как делается". То есть, они знали, что имея в руках сажень, можно построить в золотых пропорциях любое сооружение без сложных вычислений. Потому что счёт саженей шёл в сложении и вычитании в пределах 50-ти. А для этого высшая математика не нужна.

Архитектору А.А.Пилецкому удалось восстановить опытным путем канонические значения саженей. Эта матрица, которую он назвал «Древнерусский Всемер», содержит системную зависимость между саженями, имеющих собственные названия. Наиболее распространенные из них – городовая (284,8 см.), великая косая сажень (249,6 см.), великая (244,0 см.), греческая (230,4 см.), казённая (217,6 см.), косая сажень (216 см.), царская (197,4 см.), церковная (186,4 см.), морская сажень (183 см.), народная (176,0 см.), кладочная (159,7 см.), простая (150,8 см.), малая (142,4 см.) и другие (Черняев А.Ф. «Золото Древней Руси. Русская матрица – основа золотых пропорций». М., 1998 г.).

Поскольку знание пропорций саженей относилось к сокровенному, которое не предполагало его выхода за пределы гильдии посвященных, Черняев считает, что передача «Всемера» из поколения в поколение проводилась на зафиксированном носителе, например на железе или дереве. Подобные «всемерные линейки» археологи находят во всех частях Света.

Например, при раскопках в Новгороде был найден обломок инструмента, который называли «мерилом». Мерило представляет собой два плотно складывающихся бруска с нанесёнными на их трёх гранях шкалами, каждая из которых пропорциональна какой-то сажени. По мнению академика Б.А. Рыбакова, мерило представляло собой некое подобие логарифмической линейки, с помощью которой древней зодчий имел возможность оперировать элементами каждой сажени для воспроизводства архитектурных деталей и сооружений кругового очертания. Пользуясь мерилом, древний мастер должен был знать, какие деления мерила сложить или вычесть, чтобы получить заданные пропорции или нужную сажень. Как считал Черняев, зодчему не надо было вникать глубоко в вычисления матрицы «Древнерусского Всемера», он просто знал, что только следуя методике — канону можно получить красивое сопряжение пропорций, гармонию, объект.

Чтобы не сбивать пропорции, сажени нельзя было дробить на отдельные мелкие части (например, как в метрической системе мы можем запроектировать размер 1 метр 25 см 05 мм), сажень можно было только удваивать либо делить на два. Именно соразмерность определяла принципы разделения саженей на элементы. Высота, длина и ширина дома определялись разными саженями, которые укладывались целое число раз.

Основной же принцип внутренней разметки дома был: "чтобы душе было просторно, а телу удобно». Помещения внутри создавались с помощью саженей, кратными расстоянию вытянутой руки и шага хозяина, то есть ориентировались на уровень досягаемости. При внутренних замерах существовало правило, измерять одной и той же величиной: допустим, внутри комнаты всё измеряется только локтями, а между перегородками- полсаженями, или пядями, или пястями, если появится такая необходимость.

Сажень, в отличие от метрового эталона, не зависела ни от температуры, ни от атмосферного давления, ни от влажности. Например, сажень в виде верёвки, намотанной на локоть, деформируется равномерно, поэтому пропорции остаются неизменными.

Человек, как уже упоминалось ранее, так же, как и наша планета, считались живыми проявлениями общих закономерностей построения Мироздания. Поэтому, построенные с помощью саженей сооружения были пропорциональны телу человека и его отдельным частям (длине локтя, кисти руки, пальца и др.), а также объему Земли (расстояния от центра до полюсов, до экватора и т.д.). В этом случае, скажем, возведенный Храм становится соизмерим и с Планетой и с человеком, что совершенно нельзя сказать о современных «новоделах», вымеренных рациональной метровой линейкой.

Поэтому, сажень не являлась директивным неизменяемым инструментом. Не глядя на «всемер», обычные ремесленники и крестьяне, строившие дома и домашнюю утварь под себя, в качестве саженей использовали длину собственных частей тела. Но здесь, как ни старайся, с точностью до миллиметра не получится отложить, например,10 локтей или 30 вершков - особенностью строения нашего тела является то, что все суставные сочленения имеют «размытые» границы. Но именно эта особенность, сделать чуть-чуть не точно, но в полном соответствии с правильными пропорциями, придавала домам и изделиям свойства абсолютной проводимости энергий, делала их живыми и красивыми.

Да и любой мастер, строивший небольшие публичные сооружения, в своей практике, как правило, пользовался привычным для него набором из трёх-пяти саженей. Замеряя ими объект, мастер уже мог не задумываться о правильности пропорций и их вычислении, т.к. знал, что они изначально заложены в длине самих саженей.

Способ измерения русскими саженями применялся и для измерений собранного сена. Так, сохранились сведетельства, что в 40-х годах прошлого века в Горьковской области любой мужик мог замерить вес стога сена без помощи весов следующим образом: снимал с лошади вожжи и перебрасывал их через стог раз семь, при этом что-то просчитывая в уме. А потом уверенно называл его вес, причем очень точно.

Думаю, то теперь стало предельно понятно, в чем состоит принципиальное отличие метра от сажени:

  • Метр инструмент измерительный, а сажень – инструмент со-измерительный.
  • Метр отмеряет площадь помещения, а сажени создают объём, пропорциональный самому человеку, Земле и всей Вселенной. 
  • Являясь отрезком-процессом бесконечной длины, не отмеряемым ни к одному, ни к другому концу, сажень не может быть измерена никаким мерным инструментом.

Таким образом, вспомнив Закон подобий, который дошёл до нас с древним документом под названием «Изумрудная скрижаль» Гермеса Трисмегиста*, мы лишний раз убеждаемся, что традиции древнерусского строительного творчества строго следовали этому закону, который в данном случае можно назвать «Законом русской матрёшки»: градостроительная планировка повторяла карту звездного неба; храмовые комплексы повторяли схему градостроительства; деревенская изба, как часть храма, также полностью соответствовала тем же законом мироздания. А измерительным инструментом для соблюдения нужных божественных пропорций и соответствий служил…сам человек.


*«То, что находится внизу, соответствует тому, что пребывает вверху; и то, что пребывает вверху, соответствует тому, что находится внизу, чтобы осуществить чудеса единой вещи»


Copyright © 2006-2020, www.Karvin.ru.