КАРЕЛИЯ - ОТДЫХ, ТУРИЗМ, ДАРЫ ПРИРОДЫ
Главная - Этнос Карелии - Саамы

Саамы

Упоминание о саамах мы находим еще у Тацита (I век до нашей эры), который писал: эти люди счастливее тех, кто "вздыхают над плугом, устают при постройке домов, мучаются страхом за своё имущество".

Древнегреческий историк Пифей в 325 году до н. е., описывая полудикий народ финнов (pinnai), который живет на далеком севере, скорее всего, подразумевает саамов. Так же Тацит в 98 году н. э рассказывает о саамов, называя их фенниямы

«Феннии [саамы] чрезвычайно дикие и крайне бедные, у них нет ни оружия, ни лошадей, ни домов, их пища - это трава, одежда - шкуры, а за постель им правит сырая земля. Весь их защита - это стрелы, заостренные за недостатка железа, костью. Охотой занимаются и мужчины, и женщины: на охоту они уходят вместе, и каждый должен получить свою долю добычи. В их детей нет прибежища кроме палатки из жердей, где от непогоды скрываются и стар, и млад. Но они считают себя счастливее тех, что ходят за плугом, изнемогают, строя дома, боятся потерять свое имущество, но одержимые жаждой наживы. Не боясь ни человеческой несправедливости, ни божеского гнева, они смогли получить труднее - им совершенно не нужно чего-то желать».

 

Название саамов в XII веке и получено, возможно, от викингов, проживающих в окрестностях Ладожского озера.

Соседи саамов - финны, скандинавы, русские – в старину называли их лопарями (от финского - «жители окраинной земли»).
В древних новгородских, а затем и московских источниках саамов именовали "терская лопь".
Сами себя лопари называют саме, самелатс; некоторые полагают, что с этим прозвищем стоит в связи и финское название Финляндии Суоми, а равно и Сум древней русской летописи.

Так называемая Лапландия-территория проживания саамов, представляет собой огромную территорию протяжённостью примерно 1500—2000 км и шириной от 200 до 400 км (общей площадью около 400 тысяч кв. км) и простирается от Северной Норвегии и Швеции через северные области Финляндии до Кольского полуострова, принадлежащего России.

Для исследователей наибольшую загадку представляет происхождение саамов, поскольку саамский и прибалтийско-финские языки восходят к общему языку-основе, но антропологически саамы относятся к другому типу, чем прибалтийско-финские народы, имеющие балтийский тип. Наиболее вероятной на сегодня его гипотезой есть теория, согласно которой, саамы являются потомками пришлого в Скандинавию в эпоху раннего неолита финно-угорского населения с севера (по версиям - даже с Урала) археологической культуры комша. Эти процессы проникновения сообщества древних финно-угров на земли современной Восточной Карелии, Финляндии и Прибалтики происходят из начал IV тысячелетия до н. э.

Вероятно, в 1500-1000-е годы до н. е. от этого сообщества выделяются протосаамы. Формирование саамского народности течение следующих полутора тысячелетия (к середине 1-го тыс. н.э.) было длительным и сложным процессом и состояла в смешении многих этнических компонентов, на что прямо указывают антропологические, генетические, лингвистические и культурные различия отдельных групп современных саамов .

Генетические исследования последних лет выявили у современных саамов общие черты с потомками древнего населения Атлантического побережья ледникового периода — современных басков и берберов.

Саамский язык в последующие несколько тысячелетий контактировал с прибатийско-финскими языками, в первую очередь с финским, а затем со скандинавскими языками и с русским.

Саамы Кольского полуострова представляют собой совершенно самостоятельную этнографическую группу, которую называют Кольскими саамами (лопарями). Этот народ — дитя природы, долго сохранявший свои традиционный образ жизни, не создал огромной империи, не угнетал других народов, а жил своей жизнью, которая представляла собой постоянную борьбу с силами природы. Они занимаются оленеводством, рыболовством, охотой и ведут полукочевой, а последние десятилетия оседлый образ жизни.

В течение 1-го тысячелетия н. э саамы вынуждены были мигрировать все дальше на север, спасаясь от натиска карело-финнов, наконец в конце тысячелетия выйдя к побережью Северного Ледовитого океана, они окончательно заняли территории своего современного проживания.

Первые контакты саамов Кольского полуострова и восточных славян относятся к XI веку. В XIII веке восточная часть полуострова вошла в состав Новгородского государства. В середине XV века возникли первые постоянные русские поселения на Терском берегу. После присоединения в 1478 году Новгорода к Москве юг Кольского полуострова заселили русские, саамы занимали северные и западные территории. Центром региона стал основанный в середине XVI века город Кола. Здесь возникают монастыри (Кандалакшский, Печенгский), которые способствовали обращению саамов в православие. Однако в течение следующего времени саамы продолжали придерживаться традиционных верований. В результате в представлениях саамов языческие культы переплелись с христианской религией.

Для дохристианских верований саамов характерно поклонение небесным светилам (солнцу, луне), обожествление различных явлений природы. Долго сохранялись дохристианские верования и обряды, связанные с оленеводством, рыбной ловлей, поклонением священным камням или горкам из небольших камней, обычно около воды, промысловых мест, высоким пням (часто антропоморфного облика) - сейдам. Им приносили жертвы (мазали камень кровью убитого животного, рыбьим жиром). Некоторые из сейдов имеют собственные названия. До начала ХХ века в каждой семье хранились божки - завёрнутые в тряпку камешки. У саамов была распространена вера в божества - покровителей промыслов. Особым уважением пользовалась хозяйка оленьих стад Луот-хозик. Охраняла оленеводство и покровительница травы Рази-айке.

Get Adobe Flash player

У саамов имелись служители культа (нойда, нойд, кебун), выполнявшие функции шамана, жреца и колдуна. При камлании они использовали бубен (каннус, кобдас) или специальный пояс (почень). Среди саамов приверженцы шаманизма встречались ещё в XX веке.

Get Adobe Flash player

Саамы, ставшие подданными Русского государства, с 1764 считались государственными крестьянами, но им вменялось в обязанность также содержать монастыри. Вытеснение старого хозяйственного уклада способствовало заключению смешанных браков и обрусению. После отмены крепостного права в 1861 году саамы часто становились жертвами торговцев и заимодавцев. Начиная со второй половины XIX века саамов в целях подкупа и обмана всё чаще спаивали алкоголем.

Происхождение языков саамов вызывает многочисленные споры; предполагают, что предки современных саамов в глубокой древности перешли с языка неизвестной генетической принадлежности на язык, близкий праприбалтийско-финскому, а затем испытывали сильное влияние соседних языков, как финно-угорских, так и нет. Фонетика и фонология саамских языков отличается большой сложностью.

Саамские языки относятся к особому подразделению финно-угорских языков уральской языковой семьи. Но занимает в ней несколько обособленное место, потому что треть субстратной лексики не находит соответствия в финно-угорских языках, в связи с чем некоторые учёные выделяют его в третью, отдельную группу уральских языков наряду с самодийскими и финно-угорскими. С точки зрения антропологии, у саамов мало общего с финно-уграми. В лексике отмечаются заимствования из прибалтийских, русского, самодийских и германских языков.

Саамский язык-основа распался уже много столетий назад. В настоящее время насчитывается десять разных диалектов (западные (Норвегия, Швеция, часть Финляндии) и восточные (Россия, часть Финляндии)), между которыми образовались настолько большие различия, что взаимопонимание сильно затруднено и финские языковеды считают их отдельными языками.

В России распространены четыре диалекта: иоканьгский, кильдинский, нотозерский и бабенский (Аккала) и ряд говоров. Письменность на основе русской графики. Если брать всех саамов (и русских, и скандинавских), то в их языке выявлено 55 диалектов.

Саамы - издавна полукочевой народ. Вплоть до начала ХХ века они не знали оседлости, в постоянных поселениях - погостах они отбывали зимнее время (период с декабря по апрель-май), в остальное же года передвигались по промышленным участках небольшими группами (западные саамы) или целыми общинами ( восточные саамы).

Во время кочевки традиционного переносное жилище саами правил конусообразный шатер из жердей, летом крытый рядном, зимой - оленьими шкурами, озаглавленный кувакса, ковас (название в восточных саамов) или лавву .

Другое традиционное саамский жилье - башня или кота (название скандинавсьих саамов) - представляло собой четырех-или шестигранчасту пирамидальную здание из бревен высотой 2,5 м и площадью 3х3 м, крытую дерном или берестой с трубой, точнее отверстием для выхода дыма из башни (реппень), наверху. Пол башни вистилалася ветками, а сверху - оленьими шкурами (за холодной погоды), посередине из камней ладилось костер. Вход обычно было повернуть на юг. Башня могла иметь специальное отверстие липс (через него заходил лишь хозяин, возвращаясь с добычей с охоты), а также дыры над спальными местами для вентиляции. Место под башню (коту) избиралось обычно на узгирку, обязательно в сухом месте, и называлось кентище. В современных условиях в Скандинавии саамы строят коты как хозяйственное помещение, преимущественно под летнюю кухню.

Зимним жилищем саамов был пирт, пирта, тупая - срубная однокамерные здание высотой 2 с чем-то метра, площадью 12-13 м. Иногда тупая имела сене. У входных дверей тупи (пирту) из камня и обожженной глины устраивали очаг камелий. В такой хижине за примитивные мебель правили лавке. В хате могли жить 1-2 семьи. Напротив входной двери находилось наиболее почетное, так называемое чистое место.

Из хозяйственных построек в саамов известны небольшие амбары возле жилищ, которые устанавливались на высоких столбах, т. н. амбарчикы. В них хранились съестные припасы и некоторый инвентарь.

В саамский мифологии сохранились очень архаичные древние верования. В частности, по космогоническим представлениям саамов, "Солнце - существо мужского пола: утром он уезжает небом на медведе, в полдень - на ирваси (самец олень-вожак стада), а вечером - на важенци (самка оленя). Но в своем небесном доме, Солнце снова становится человеком ", а вот Луна - наоборот, это дева Акканийди (подобный миф известен всем финно-уграм, а также тюркам Поволжья, Сибири и Центральной Азии), в которую сватаются очаровательные невесты : медведь (священное животное во всех финно-угров) и Перкель (Громовик, бог грома - это уже образ сближает саамский мифологию с балтской - литов. Пяркунаса и славянской - украинской. Перун и белорус. Пярун).

Вспышки северного сияния саамы представляют как кровь небесных воинов, которые ведут непримиримый бой на небе. Гром и молнии, как рассказывает саамский мифологическая сказка , запер в амбаре черт, а саами, что нанялся к нему в работники, из любопытства выпустил на волю. Радуга по представлениям саамов - это волшебный лук бога Тиермеса. Мифологической обладательницей подземной жизни и ископаемых является Вигахке (некоторые сказочники этот саамского образ подменяют Бабой Ягой ).

В ХVII-ХVIII веках основным материалом для изготовления одежды служили шкуры морских животных и оленей, а для отделки использовались цветная замша (ровдуга) и крашеное сукно, шкурки пушных зверей (чаще лисьи, заячьи и бобровые шкурки). В ХIХ - начале ХХ веков саамы использовали покупные ткани (ситец, холст, сукно), а также овечью шерсть (для вязания или плетения носков, варежек, поясов).

Обувь саамы изготавливали из камусов (шкур с ног оленя) или обработанной оленьей кожи. Некоторые виды обуви изготовлялись из нерпичьих или тюленьих шкур. Она была одинаковой для мужчин и женщин. Она могла быть высокой, с доходящими до паха голенищами или низкой, чуть выше щиколотки. Отличительной чертой саамской обуви являлись загнутые вверх носки. Зимние высокие сапоги яры, украшавшиеся цветным сукном, надевали для передвижения по тундре, а похожие на яры, но низкие каньги - в поселениях. Стельки заменяли пучки сухой травы. На ноги под обувь надевали вязаные чулки без ступни.
Рукавицы шились из оленьих шкур мехом наружу или вязались из крашеной шерстяной пряжи.

Источники:
http://letopisi.ru/index.php
http://saamy.ru/


              
 
   
 

ДАРЫ КАРЕЛЬСКОЙ ПРИРОДЫ

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ 


ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАРЕЛИИ 

 
ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАРЕЛИИ


ТЕАТРЫ КАРЕЛИИ

МУЗЫКАЛЬНОЕ  ТВОРЧЕСТВО  КАРЕЛИИ

НЕРАЗГАДАННЫЕ ТАЙНЫ КАРЕЛИИ

ЭТНОС КАРЕЛИИ

МИФЫ,ЛЕГЕНДЫ,СКАЗКИ


 

 
 
 

 
Погода в Петрозаводске 
 


 

 

 

Copyright © 2006-2008, Karvin.ru

Разместите здесь ссылку!

Rambler's Top100

Russian Medical Banner Network