КАМНИ КАРЕЛИИ
Главная - Книга 2. Как читали и считали наши бабушки - Часть III. История книг - Берестяные грамоты

Берестяные грамоты

<<

На землях Нижнего Новгорода, Великого Новгорода, Пскова, Москвы, Твери, Витебска, Смоленска, Торжка, Рязани и некоторых других древнерусских городов до сих пор находят переписку их средневековых жителей на берёзовой коре, так называемые, «берестяные грамоты».

Большая часть найденных записей на бересте это частные письма, с изложением бытовых и хозяйственных вопросов, которые содержат поручения, описания конфликтов. Есть тексты политических новостей, финансовых и юридических документов; встречаются грамоты, содержащие церковные тексты, например молитвы. Особый интерес вызывают берестяные рукописи, которые представляют собой литературные произведения и материалы учебного характера, например азбуки, школьные упражнения, домашние задания с детскими каракулями и т. д.

Отличительной чертой всех грамот является краткость и прагматичность. Из-за экономии места, записывалось только самое важное, однако романтика и любовная лирика тоже были не чужды жителям русских городов.

Обычно берестяные письмена выцарапывались специальным острым предметом - писалом с внутренней стороны коры, а иногда с двух сторон. Написанные, таким образом, послания сворачивались в свиток, но иногда оставались открытыми. После прочтения такие письма рвались на части вдоль волокон и выбрасывались. Писала изготавливались из кости или из металла.

Всего на территории России, Украины и Беларуси,- везде, где растут березы, вплоть до 2014 года было обнаружено около 1060 таких писем IX — XV веков. Для сравнения, книги на пергаменте и бумаге, которые хранятся в церквях и архивах, относятся к 17 и даже 19 векам. Археолог, работавший на раскопках в центре Великого Новгорода Сергей Трояновский утверждает: «Найти грамоты старше IX века не удалось только потому, что в этом культурном слое ещё никто не копал».

Наличие таких грамот говорит о том, что русский народ был грамотным уже в самом начале 11-го века. В отличие от официальных книгописцев, рядовые граждане, представители различных слоев общества (знати, духовенства, крестьян и ремесленников), сами того не ведая, дали далеким потомкам понимание своих повседневных нужд и отразили многие местные особенности живой средневековой русской речи.

Грамоты отражали и характерные особенности различных местных диалектов, встречаются написанные и представителями других народов, входившими в русскую семью (карелов, финнов). В отличие от документов и бытовой переписки, церковные тексты писались на чистом церковнославянском языке, который сильно отличался от простой народной речи.

Уникальность таких исторических артефактов, как берестяные грамоты, прежде всего в том, что их наличие доказывает, что на Руси до азбуки Кирилла и Мефодия не только существовала письменность, но и всеобщая грамотность.

Среди авторов писем есть и мужчины и дети (есть грамота мальчика шести лет) и женщины. Известный своими популярными лекциями по исследованиям древнерусских берестяных грамот, академик РАН Андрей Анатольевич Зализняк, считает, что о грамотности на Руси красноречиво говорит тот факт, что «картина Новгорода 14 в. и Флоренции 14 в. по степени женской грамотности – в пользу Новгорода».

Что же касается правописания, то А.А. Зализняк говорит: «… когда исследователи думают при чтении грамот, что писец где-то ошибся, то с высокой вероятностью через некоторое время выясняется, что это ошиблись исследователи, а не писец. Чего-то они не знали, чего-то не поняли и интерпретировали ошибочно. Конечно, иногда ошибки бывают — писцы люди, как и мы все. Но ошибок в берестяных грамотах нисколько не больше, чем в хороших пергаменных книгах, то есть это бывает очень редко».

Вот только в хороших церковных пергаментных книгах писали кириллицей, а в берестяных грамотах народ изъяснялся старым, привычным для себя, докириллическим письмом. Вот и выискивают тонны ошибок в этой переписки те, кто решив, что все дохристианские книги давно уничтожены, проморгал берестяные грамоты. А их, будто специально, сберегла сама Природа - Матушка в торфяных болотах Новгородчины на РАдость потомкам, в укор тем, кто стремиться уничтожить нашу культуру и исказить прошлое.

В одном из интервью газете «Президент» известный исследователь русского языка, президент Академии фундаментальных наук Андрей Александрович Тюняев говорит о времени, когда берестяные грамоты впервые получили массовую огласку, как важные исторические документы: «…В первый раз уничтожили следы. Я говорю о времени революции, когда детишки на улицах берестяными грамотами из разорённых музеев в футбол играли. Тогда всё удалось уничтожить. А в 1951 году, когда при Сталине был резкий и редкий подъём всего русского – видимо, в оплату за выигранную войну – тогда нашли новые древние берестяные грамоты, которые нерусские учёные не посмели уничтожить или спрятать в хранилища. Вот теперь и получается, что русские исследователи получили такой сильный козырь."

>>


Copyright © 2006-2020, www.Karvin.ru.