КАМНИ КАРЕЛИИ
Главная - Книга 2. Как читали и считали наши бабушки - Часть III. История книг - Как словене не имеху писъменъ

Как словене не имеху писъменъ

<<

В начале X века в Болгарии монах Храбр писал: "прежде убо словене не имеху писъменъ, ну чрътами и резами чьтеху и гатааху, погани суще...". Исследователь и практик рун, кандидат физико-математических наук Антон Платов считает, что болгарский монах здесь имел в виду существование некой письменной системы "черт и рез" (черты-горизонтальная составляющая, резы-вертикальная составляющая письменных знаков), но констатировал отсутствие , на его взгляд - славянских книг, выполненных в этой системе письма.

Эта версия подтверждается тем, что Слова Храбра сохранились не в одном, а в нескольких списках. При этом лишь в Московском и Чудовском списках сказания мы встречаем "не имели письмен", но в остальных - Савинском, Лаврентьевском и Хилендарском - "не имели книг".

Дело в том, что болгарский монах Храбр застал времена расцвета книгописания на Руси, когда вместе с крещением появилась новая Азбука – Кириллица и книги стали представляли собою переводы Библии, богослужебных и исторических книг. Церковные книги переводили и переписывали вручную в монастырях. Между книжными центрами постоянно шел обмен книгами, да и мастера переходили из одного монастыря в другой, передавая свой опыт. По внешнему виду эти книги почти не отличались от современных: состояли из множества страниц из пергамента и имели богато украшенную обложку.

Исследователи считают, что богослужебных книг на Руси X-XIII веков было около 90 тысяч. Здесь подсчёт простой: это минимальное количество для совершения богослужения в 10 тысячах храмах ( именно столько было возведено в указанный период), при необходимости по канону каждому из них для проведения служб иметь от 8 до 26 книг. А с учетом того, что монахами писались ещё книги для домашнего чтения: жития святых, хронографы, княжеские родословцы и др., можно считать, что книжные богатства средневековой Руси составляли 130-140 тысяч томов.

Самая старая сохранившаяся христианская книга, написанная более 900 лет назад для осуществления церковных обрядов в Софийском соборе Новгорода - «Остромирово Евангелие» сейчас хранится в Санкт-Петербурге, в Государственной публичной библиотеке имени М. Е. Салтыкова-Щедрина. Однако, есть факты того, что существовали и более древние русские христианские книги, в их числе Реймсское Евангелие, которое сейчас является национальной французской реликвией. На этой книге короли давали присягу. Реймсское Евангелие во Францию, в числе других книг своего библиотечного приданного, привезла дочь Ярослава Мудрого - Анна в 1051 году.

В летописи «Повесть временных лет» рассказывается о крещении киевлян великим князем Владимиром Святославовичем в 988 году и о том, как «посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в учение книжное». О великом князе Ярославе Мудром тот же источник повествует: «и книги любил, читая их и ночью, и днем. И собрал он писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество ...». В 1028 году Ярослав Мудрый «собрал 300 детей от старост и попов, дабы учить их книгам».

Конечно, детей церковных старост и попов надо было учить новой в то время христианской философии, надо было знакомиться и князьям с греческими новшествами, и народ - с новой кириллической Азбукой,- ведь до этого их обучали только славянской культуре и ведическим знаниям.

Так что монах Храбр был совершенно прав: церковных книг, писанных кириллицей до принятия христианства (988 год) на Руси не было. Имели они совершенно другое содержание и народ «чрътами и резами чьтеху и гатааху». Эти древние памятники письменности до нас не дошли — они погибли во время пожаров, наводнений, войн, прожорливых грызунов и насекомых, а иногда и по причине людского невежества. Особенно много книг было уничтожено в XVII веке во время реформ патриарха Никона, когда только после одного из сожжений было увезено с пожарища шесть возов металлических застежек для книг.

Кроме того, античные, ведические и старообрядческие рукописи, выполненные на пергаменте, часто исчезали бесследно из-за того, что переписывались, наложением нового текста поверх старого. Тексты смывали специальными составами, скоблили пемзой. Такие повторно использованные книги назывались палимпсестами.

Но надежда на то, что часть древнеславянских книг всё же была спрятана и до сихпор хранится где- то в семьях староверов, подземных лабиринтах (библиотека Ивана Грозного), или в хранилищах Ватикана, всё же остаётся.

Древние книги не всегда имели и такой вид, как позднее церковные и современные. При их написании использовались самые различные материалы: деревянные дощечки, береста (кора берёзы), камень, глина, кожа животных, и лишь позднее пергамент и бумага. Вот такие книги частично сохранились, и именно по ним можно уверенно сказать, что и письменность и книги на Руси существовали задолго до кириллических рукописей: «славяне……задолго до Рождества Христова своё письмо имели» (Екатерина II)

Самые долговечные книги, увековеченные на камнях. Такие книги не горят в пожарах, их нельзя украсть, и если недоброжелатели даже и смогли сколоть древние надписи на тех камнях, что оказались на территории современных городов и поселков, то валуны и скалы в малодоступных местах пронесли свою рукописную мудрость сквозь тысячелетия. Хорошо сохранились книги, написанные на глиняных табличках.

>>


Copyright © 2006-2020, www.Karvin.ru.