КАМНИ КАРЕЛИИ
Главная - Книга 2. Как читали и считали наши бабушки - гл.2 Знаки древнерусской письменности - Петроглифы

Петроглифы

Еще одним видом письменности, которым пользовались ещё люди времён палеолита, была письменность в виде выбитых на скале изображений, под названием петроглифы. «Петроглиф» в переводе с древнегреческого как раз и означает «резьба на скале» (рetra - скала, камень, glyphe - резьба) .

По данным итальянского исследователя Эммануэля Анати, наскальные изображения известны в 120 станах на всех обитаемых континентах. Их находят в Испании (пещера Альтамира), во Франции (пещеры Фон-де-Гом, Монтеспан и др.) , в Италии, Англии, Германии, в Алжире, в Австралии, в Африке, на горном плато Тассили в Сахаре, в Сибири, на Дону (Костёнки) , на берегах Онежского озера в Карелии и Белого моря и др.

Петроглифы чаще всего изображают диких животных: коней, кабанов, оленей, бизонов, кроме того тех, которые давно вымерли: мамонтов, саблезубых тигров и даже динозавров. Встречаются также изображения со сценками первобытной жизни. Самой большой загадкой для современных учёных и исследователей остаются петроглифы, изображающие фигуры в скафандрах и объекты, напоминающие солярные знаки и летательные аппараты.

Живя в Карелии, у меня было больше возможности ознакомиться с беломорскими и онежскими петроглифами. Беломорские петроглифы, расположенные на островах Большой Малинин, Ерпин Пудас, Шойрукшин очень реалистично изображают животных, сцены охоты и рыбалки, людей в лодках, на лыжах и др. Здесь всё ясно. Но вот что хотели сказать первобытные художники «картинами», выбитыми на пологой скале острова Шойрукша? Здесь восемь отпечатков босых ног ведут к фигуре огромного человека, изображенного в профиль с гипертрофированным мужским отличаем.

Ещё более загадочными кажутся тысячи петроглифов, расписавших острова восточного берега Онежского озера. Именно здесь, на острове Гурий, на мысах Бесов нос, Кладовец, Гагажий и Пери Нос обнаружили высеченные кварцевым инструментом изображения небесных светил, неопознанных летающих объектов, лебедей, больше напоминающих динозавров и огромную, трёхметровую человекоподобную фигуру существа с квадратной головой, прозванную в народе «бесом». Изображение «Беса» пересекает глубокая трещина, разделяя его на две половины,- щель в иной, потусторонний мир. В радиусе километра от Беса нередко отказывает спутниковая навигация, непредсказуемо ведут себя часы: то убегают вперёд, то останавливаются совсем. Христианские монахи Муромского монастыря в XV–XVI веке выбили поверх этого древнего петроглифа православный крест, но нейтрализовать силу, исходящую от фигуры на скале, видимо, не так просто.

Петроглифы тянутся и вдоль всего южного скального склона Онеги: интересны петроглифы на мысу Карецкий Нос , полуострове Кочковнаволок, около п.Шальский.

Карельский краевед и писатель А.М. Попов в своей книге « Тайны Карелии» пишет, что Онежские петроглифы - это "грандиозный первобытный храм солнца, где куполом было само небо, иконостасом – гранитные скалы с петроглифами, а алтарем – горизонт с живым солнечным богом".

Известному исследователю петроглифов А.Я.Брюсову, наблюдавшему за поверхностью скал в разную погоду и в разные часы летнего дня, удалось разглядеть ряд плохо заметных изображений. После чего, исследователь пришёл к выводу, что чёткость наскальных рисунков напрямую зависит от освещения. То есть, от погоды, времени суток и времени года.

Ю.А. Савватеева в своей книге «Наскальные рисунки Карелии» ,«Вечные письмена» также пишет, что косые лучи восходящего или заходящего солнца делают изображения более рельефными и хорошо заметными. «Световые эффекты подчас настолько сильны,-пишет далее автор,- что буквально преображают рисунки. Когда солнце совсем низко склоняется к горизонту, по скалам бегут заходящие лучи, и темно-красный, отполированный до блеска гранит сияет мягким розовым светом, а плохо различимые рисунки вспыхивают ярко, как лампочки. Еще одна любопытная зависимость изображений от солнца: в лучах заходящего солнца рисунки двигаются. Древние онежцы сделали открытие, в котором содержится намек на будущие "живые картинки" - современное кино. Творчество онежских художников создало самый древний в мире кинематограф».

Загадкой остается и время изготовления петроглифов. Официально самыми древними считаются петроглифы Австралии, возраст которых около 40 тыс. лет. По - поводу же Беломорских и Онежских петроглифов, учёные выдвигают самые противоречивые версии датировки.

Те учёные, которые считают, что их выбивали люди, населявшие эти места в V — II тысячелетиях до нашей эры, ориентируются на археологические раскопки древних поселений, находившихся поблизости, к периодам колебания уровня воды в Онежском озере и к средней скорости роста лишайников. Но их аргументация выглядит очень убедительно при том условии, что петроглифы были созданы в послеледниковый период. Конечно, когда ледник растаял, вновь пришедшие сюда люди вполне могли заниматься наскальным творчеством на окаймляющих Онежское озеро гранитных плитах. Но жившим здесь людям и до ледника никто не мешал заниматься этой каменной росписью по той причине, что гранитные плиты, которые использовались в качестве холста - это самые древние участки континентальной коры, возраст которых до 600 миллионов лет. А люди здесь явно жили и до ледника. Причем, люди высоко цивилизованные. О чём свидетельствуют многочисленные остатки мегалитических сооружений допотопного времени, а это – свыше 12 тыс. лет до н.э.

Доледниковой версии этой наскальной живописи придерживается ряд современных исследователей. Так исследователь Д.А. Синеокий в своём отчёте о первой доледниковой экспедиции «Следы неведомых людей» пишет : «… идея обосновывать возраст петроглифов только на основе возраста близлежащих стоянок, не выглядит достаточно убедительной, и все это понимают. Кроме факта близости должна быть доказана принадлежность петроглифов и стоянок к одной культуре. Наглядный пример. И в настоящее время, в непосредственной близости от петроглифов находятся поселения, местами довольно крупные, например, пос. Шальский. Но в современный компьютерный век никто не высекает компьютеры на граните. А высекают, сами знаете что. Представьте себе, если через тысячу лет кто-нибудь попробует обосновать возраст петроглифов, проводя параллель с близостью к современным нынешним поселениям, считая петроглифы проявлением авангардизма 20 века, а современное наскальное письменное творчество сопоставить с эпохой начала письменности».

А у Ю.А. Савватеева на эту тему сказано следующее: «.. стоит пристальнее рассмотреть каждый из названных датирующих факторов — и нетрудно убедиться, что ни один из них (и даже все в комплексе) не обладает достаточной доказательной силой. Не случайно рисунки относили то к неолиту, то к раннему железному веку. Но я хочу возразить по сути самого подхода. Да, все это хорошо, но исследователи в данном случае исходят из априорного убеждения, что все петроглифы являются постледниковыми. Никто даже не утруждается это доказывать. Хочется спросить, а почему, собственно?»

В противовес мнению таких исследователей, Ю. А. Савватеев считает, что в настоящее время проявляются те петроглифы, которые находятся в зоне прибоя. Однако, хорошо известно, что петроглифы находятся и под водой, причём, никто не исследовал, насколько глубоко. Там, где каменные плиты с выбитыми на них петроглифами выходят из зоны прибоя, – они покрываются мхом и лишайником, который образует довольно интересные фигуры, которые Ю.А. Саватеев назвал «мохопись». Но реставрационные работы для выявления петроглифов в зоне мохописи не проводились. Не проводились они и дальше от озера, где плиты уже уходят под почвенно-растительный слой и пропадает даже мохопись. Тот есть, площадь распространения онежских петроглифов, на самом деле, абсолютно не установлена. А если ещё учесть, что до ледника Онего, Ладога и Финский залив представляли собой один водоем *,а ни на восточном берегу Ладожского озера, ни на западном берегу Онежского, там, где они находятся в пределах кристаллического Балтийского щита, петроглифы не обнаружены, вероятность того, что петроглифами писали ( рисовали ) в допотопном периоде очень велика.

Иными словами, возраст этой письменности своими корнями уходит в далёкую гиперборейскую эпоху.

А доказательством того, что рисунки первоначально были письменными знаками – образами, а не просто примитивным баловством древних, служат, например, всем известные Древнеегипетские иероглифы. Такие рисунки- образы учёные называют……..


Copyright © 2006-2020, www.Karvin.ru.