КАМНИ КАРЕЛИИ
Главная - Книга 2. Как читали и считали наши бабушки - гл.2 Знаки древнерусской письменности - Виды образного письма

Виды образного письма

<< 16

До нас дошли и древние артефакты, которые на себе несут и другие знаки. Память о нескольких видах письма бережно веками сохранялась в родах русских староверов.

Все эти виды письма, совершенно различные по написанию, обладают одним очень важным принципом: ОБРАЗНОСТЬЮ. То есть, сейчас мы пользуемся более примитивной письменностью, позволяющей читать и понимать текст плоско, в одном ключе, ложно («ложь»- то, что положено на поверхность). В Об-разе же заложен Об-ём. Именно поэтому для изложения знания (веды) раньше требовалось гораздо меньше знаков, каждый из которых нёс тот пласт информации, который доступен читающему. Ведь не секрет, что и сейчас человек без ОБРАЗования, если ему на глаза попадётся, например, книга нобелевского лауреата в области физики, там «увидит фигу», хотя она и написана будет на русском языке, привычными для нас буквами.

Вы никогда не задумывались, почему традиционный книжный орнамент, включая заглавные буквы, с самых старых рукописных книг состоит из сложносплетённых узоров? Возможно потому, что одним из самых древних видов объёмной «письменности» была письменность… УЗЕЛКОВАЯ (Наузы).

Знаки этой письменности не записывались, а передавались с помощью узелков-слов, завязанных на одной общей нити - основной нити повествования. С тех пор мы употребляем, даже не догадываясь о их происхождении, такие выражения, как: “узелок на память”, «связно говорить», “связывать мысли”, “связать слова”, “говорить путанно”, “узел проблем”, “завязка” в начале рассказа, “хитросплетение сюжета” в его середине и “развязка” – в конце.

Сохранилась и пословица: “Что знала, то сказала, на нитку нанизала”.

Буквы, которые ВЯЗАЛИ на веревочках, образовывали текст - «ВЯЗЬ» (ср. «в азъ»), а «буки» и «звуки» назывались «вяки».

Писали наши предки с «красной строки» не только на дощечках, бересте или папирусе. Также отделялось красной нитью одно понятие от другого и в узелковом письме. Красной нитью вязалась и особо важная мысль, отсюда знакомая литературная фраза: “проходит красной нитью через всё повествование”.

Чтобы «мысли не путались», их сматывали в клубок. А хранились эти клубки в особых берестяных коробах, отсюда и пошло понятие: “наговорить с три короба”.

Возможно, что у древних славян были "библиотеки клубков", содержащие географические сведения, клубки мифов и ведических гимнов и славлений.

Вот такой заговорённый клубочек и вручила Баба-Яга Ивану – царевичу с НАПУТствиями в долгий жизненный ПУТЬ.

Отголоски узелковой письменности дошли до нас в виде искусства вязания, ручного ткачества, всевозможного плетения, в том числе плетения кружев. Все эти ручные узелковые изделия, связанные заботливыми руками любящего человека во все времена служили оберегом от болезней и невзгод.

А сложные завитки старинных книжных узоров наверняка являются узелковым письмом, перенесённым на бумагу. Такой художественный переплет носил название «вязь» («в-язь», «в-аз», то есть переплетение, уходящее корнями в исток; отсюда «связь», «князь»).

И если в среде староверов сохранились ещё хранители тайн узелкового письма, то есть вероятность того, что мы прочтём скоро текст, зашифрованный в этих сложных русских орнаментах.

Вязью на Руси также называлось одно из направлений в декоративном использовании кириллицы, при котором буквы строки с украшениями связывались в непрерывный и равномерный орнамент.

Основным техническим приёмом такой кириллической вязи является так называемая мачтовая лигатура. То есть две вертикальные линии двух рядом стоящих букв соединяются в одну. А поскольку кириллица имеет 26 знаков с мачтами, из них составлялось около 450 общеупотребительных сочетаний.

Буквенной вязью украшали фрески, иконы, колокола, посуду, использовали в шитье, её можно встретить на каменных надгробьях и др.

«Вязанные» фигуры сохранил ещё один вид древнего образного языка … народный танец. Наблюдая за танцевальными движениями северных народов, мы легко считываем с них сценки охоты на дикого оленя, подражание полёту морских чаек; размашистый сибирский пляс повествует о встрече с медведем; кавказская лезгинка казаков даёт понять, как плохо одинокому лебедю без пары (всё равно, что лететь с одним крылом) и какое счастье, когда лебёдушка даёт согласие (тут казак расправляет оба крыла и буквально парит над своей избранницей). Традиция образного танца дошла до наших дней и под видом классического балета, где по-прежнему, цитируя Владимира Высоцкого, «мы впереди… планеты всей».

Самым же, удивительным образом, хорошо сохранившимся древнем языком танцевальных жестов является язык индийского танца. В Индии этот язык не только сохраняют, но и понимают все с детства, часто пользуясь им в повседневной жизни, например, при разговоре используя демонстрацию мудр.

С помощью этого пластического языка жестов, превращенного в целые фразы, реплики, монологи и диалоги, пришедшие в Южную Индию с севера арии, первоначально передавали дравидам необходимые знания о ведической культуре, искусстве и эпические сказания. Позже, образовался гармонический сплав этих двух культур, движения танцев были канонизированы. Существуют древние трактаты о танцах, в которых зафиксированы танцевальные традиции, тесно связанные с событиями жизненного цикла (рождение, свадьба*), с явлениями природы, со сбором урожая. Бродячие, раскрашивающие себя актёры-Наты, которые упоминаются в Ведах, в форме танца повествовали о деяниях богов и подвигах людей среди индийского населения и в храмах.

Алфавитом танца трактаты провозглашают 108 поз Шивы, названных Каранами. Помимо каранов, танцовщик досконально владеет искусством мудр - разнообразных позиций пальцев, и хаст - жестов рук, а также многочисленными каноническими движениями глаз, шеи, головы и других частей тела.

Этот своеобразный "язык жестов" имеет в своем "словаре" более 500 символов-понятий. С помощью мудр изображаются различные предметы, всевозможные действия, эмоции и абстрактные понятия. В зависимости от их комбинаций, выполненных одной или двумя руками, и от положения самих рук по отношению к телу, танцовщик может передать с большой точностью любое содержание.

Религиозным обычаем стало в Индии и пожизненное служение богам храмовых танцовщиц - Девадаси (санскр. देव- слуга бога).

Интересно, что вид священного письма, которое применяется в санскрите, хинди, маратхи, синдхи, бихари, бхили, марвари, конкани, бходжпури, непали, неварском языке, а также иногда в кашмири и цыганском языке (романи) носит название Деванагари (санскр. देवनागरी devanāgarī). Общепринятый перевод этого названия - «божественное городское (письмо)». Но с санскрита «Деванагари» можно перевести и иначе: «богиня на горе» (сравните: санскр. गिरि – гора; नगर – город). Именно на таком переводе настаивают и староверы-инглинги. В этом случае, названиями ведической письменности ДЕВАнагари и «письменности танцем» ДЕВАдаси-служат однокоренные слова, однокоренными являются также танцевальный алфавит КАРАНы и рунический письменный - КАРУНа, что наводит на мысль о том, что именно объёмные знаки танца богинь на горе вполне могли быть отражены и на плоскости манускрипта. Деванагари, также как и каруна относятся к подвесному письму, которое подвешено к навьей (небесной) линии - локе.

Буквы при этом, как будто висят на верёвочке, точно так же, как весят разные узелки в письме узелковом. Аналогично выглядит и письменность, на которой записана «Велесова Книга», так называемая, Велесовица.

И это не может быть просто совпадением, потому что русский язык и древнейший сокральный язык Вед-санскрит признаны учёными самыми близкими между собой языками из ныне существующих. Считается, что и сами Веды относятся к категории шрути (услышанное), то есть до того, как арийцами-брахманами были записаны, многими поколениями передавались из уст в уста.

Характерной особенностью письма деванагари является верхняя (базовая) горизонтальная черта, к которой прикреплены «свисающие» вниз буквы. Точно по такому принципу была записана и славянская «Велесова книга», письмо, которое иногда называют «велесовица». А если Вы вспомните, об узелковом письме, то увидите аналог этой черты с «основной нитью повествования».

Староверы же называют эту черту “поднебесной” и они сохранили знания о том, что под этой чертой в древности записывалось жреческое письмо под названием КАРУНА - союз 256 рун. Каруна и легла в основу древнего санскрита, деванагари, использовалась жрецами Индии и Тибета. Из каруны также вышла древлеславянская письменность, основанная на буквице. Ниже приведена схема дальнейшего развития письменности на Руси:

Из схемы становится понятно, что зная свой корень - древнерусский язык, человек очень легко может понимать и современный русский, и украинский, и белорусский. А вот, например, современный украинец, забыв свои корни, уже русского понимает с трудом. То есть, лишившись буквицы, мы лишились образного восприятия сказанного, а видя одну лишь плоскую грань, невозможно правильно составить представление об объемном предмете.

18 >>


Copyright © 2006-2020, www.Karvin.ru.