КАМНИ КАРЕЛИИ
Главная - Книга 2. Как читали и считали наши бабушки - Введение

Введение

 

Своё детство я проводила с бабушкой. Сейчас ей исполнилось бы сто десять лет. Образование она получила начальное: четыре класса, ещё при царе (принадлежала её семья к сословию мещан или посадских). Но меня всегда удивляла глубина её знаний. Помню, учась уже и в более старших классах советской школы, когда у меня возникали проблемы с пониманием школьного материала, она с большой лёгкостью помогала мне решить задачку или разобраться в исторических хитросплетениях. Делясь житейской мудростью и рассказами о тяжёлых военных годах или о светлых временах своей молодости, она постоянно вставляла какие-то поговорки, прибаутки, удивляя меня своей великолепной памятью. Несмотря на предупреждения доктора Преображенского из «Собачьего сердца», бабушка советские газеты до обеда читала регулярно, однако ситуацию тех лет оценивала совершенно адекватно.

Вспоминая её разговоры, её умение писать красиво и без ошибок, её постоянный интерес к новому, её творческое отношение ко всему, я только недавно стала задаваться вопросами: почему имея всего четыре класса дореволюционного образования, моя бабушка была более эрудирована, чем многие из сегодняшних обладателей двух дипломов о высшем образовании?

В чём секрет того, что из-за нехватки образованных людей, мой дедушка, имея за плечами пять классов и, получая военный инженерный опыт прямо на рабочем месте, своим трудом заслужил множество правительственных наград, в числе которых - высшая награда СССР - Орден Ленина?

Почему такая большая разница между образованием сегодняшних школьников и их сверстников столетней давности, причем разница явно не в пользу первых?

А разница, на мой взгляд, как раз и заключается в том, что ОБРАЗОвание (образа призвание), в основу которого было заложено умение самостоятельно образно мыслить, безОбразное. Современные школьники оперируют абстрактными цифрами и шаблонами, зубрят, не вникая в суть предмета, не раздумывая, принимают решения, навязанные другими.

Известно, что "образ"-это то, что рождается в человеческом мозге при взгляде на то или иное изображение, воспринимается при тех или иных звуках, словах, знаках. Поэтому раньше в понятие «образъ» закладывалась совокупность разносторонних знаний, которые в современном образовании как раз и отсутствует.

Именно ОбразА (а не портреты) висят сейчас в православных церквях; именно Образами служили древнеславянские идолы, истуканы и кумиры. И если бы люди помнили об этом, то не возникало бы столько беспочвенных межрелигиозных и межнациональных распрей, потому что совсем не важно, какое именно изображение пробуждает в человеке правильные мысли и светлые чувства, главное, чтобы они были таковыми.

А правильные мысли и светлые чувства, ведение законов природы и вера, изначально закладывались нашими предками в русскую культуру, народные традиции, передавались из поколения в поколение через язык, «зашивались» в знаки и символы, в виде вышитых и резных узоров, букв и чисел. Разница между славянскими глаголами читать и считать в одной букве : «буквы читают, цифры с-читают» (Праведы. Образ) . Оба глагола содержат одну и ту же древнюю основу, звучащую также в глаголах чтить, почитать. Это говорит о том, что разница между числами и цифрами не считалась столь принципиальной, здесь важен был лишь тот образ, который они несли. Более того, в большинстве древних письменностей собственно письмо и числовые записи осуществлялись одними и теми же знаками (латинское письмо, раннее кириллическое и т.д.).

У народной мудрости нет конкретных авторов. Но мудростью обогащается каждый, кто накопил и осмыслил знания собственной жизни и жизни предшествующих поколений. А если у народа отнять его историческую память, веру( как знание, а не как догму), то на пустое место неизбежно приходят, в лучшем случае, нововведения: вновь изобретая в каждом поколении колесо, народ вместе с ним катится к регрессу. Но, что ещё хуже, на пустое место можно привнести низменные инстинкты, и тогда наРОД превращается в легкоуправляемое стадо, которое в темноте невежества, обещая водопой, легко привести к краю пропасти.

Современное молодое поколение забывая вековые традиции, пренебрегая своей культурой, считает себя «ПРОДВИНУТЫМ» и «КРУТЫМ», забывая при этом, что невозможно далеко ПРОДВИНУТЬСЯ, не оттолкнувшись от прочной опоры; а яйцо,-символ жизни и Вселенной, сваренное ВКРУТУЮ, уже заведомо мертво.

>>


Copyright © 2006-2018, Karvin.ru. Персональный сайт Елены Витальевой, ссылка на автора обязательна!

Rambler's Top100

Russian Medical Banner Network